Многие знаменитые фотопортретисты прошлого сознательно стремились найти свой,
оригинальный стиль. Зачастую истоки их славы в широком зрительском признании именно
своеобразного почерка, свойственного их работам. Однако в нем есть доля ограниченности. К
чему замыкаться в узкие рамки одной манеры выражения, когда объект столь богат и
многообразен. Ответ прост: во-первых, следовать формуле, состоятельность которой уже доказана,
проще; во-вторых, это выгодно, ибо люди начинают требовать, чтобы их фотографировали
именно в данном, всеми признанном стиле. И в результате шаблонность и однообразие приемов
порой сводят на нет индивидуальность позирующего. С другой стороны, каждый фотограф — тоже
личность, и даже если он стремится быть абсолютно объективным, выступая в роли портретиста,
ему необходимо быть толкователем, творцом пристрастного изображения. Выход в компромиссе.
Хороший портретист всегда учитывает особенности и пожелания позирующего, но обязательно
вкладывает в работу частицу себя — своего я. Работая в разных стилях, постарайтесь овладеть
некоторыми из них. Со временем появятся собственный взгляд на мир и интересные выразительные
средства. Настоящая глава посвящена стилистическим возможностям портретных серий:
юмористических, «фото без лести», моментальных фотографий, заканчивается она портретами,
выполненными в манере знаменитых фотографов. Иллюстрации подбирались с таким расчетом,
чтобы дать представление о широком многообразии стилей, существующих в жанре фотопортрета.
|