ФотоГраФ

Главная » Статьи » Статьи

Камера-обскура

Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.  

Преподавая несколько лет в различных фотошколах, столкнулся с одной проблемой: трудно объяснить, что происходит внутри фотоаппарата. Можно конечно, показать и нарисовать великое количество схем, можно «пуститься» в физику и прочитать лекцию об оптике…  Но наглядный пример, на мой взгляд, более эффективен, а потому однажды задался целью сделать учебное пособие, которое бы давало понимание того, что творится внутри любой (от самой простой до самой навороченной) коробочки под названьем – фотоаппарат. По моему убеждению – ничего лучше первоисточников нет и потому, было решено соорудить камеру обскуру из того, что было под руками. Под руками оказалась картонная коробка от электрического чайника, дешёвая пластиковая лупа за 20-ть рублей и полиэтиленовая пленка (39 рублей за 20-ть квадратных метров), которую используют во время ремонта для укрывания мебели от грязи и пыли, ну и некоторое количество скотча.

В одной из стенок коробки было прорезано отверстие для лупы (некоторое время, пока не придумал, как ее закрепить, - лупа была просто приклеена скотчем к отверстию. Потом  нашлась подходящего диаметра картонная гильза из-под рулона фотобумаги,  к которой линза была прикреплена с помощью изоленты):

Задняя стенка коробки (будущей камеры обскуры) была полностью вырезана и вместо нее натянута вышеупомянутая пленка в два слоя и закреплена скотчем:

Пленка заменяет собой по сути матовое стекло, по которому наводят резкость. Сначала хотелось, чтобы поверхность была абсолютно ровной, как и у стекла, и в принципе можно вместо пленки использовать для этих целей кальку (по началу так и собирался сделать, но потом передумал – из-за того, что практически невозможно натянуть пленку так, чтобы не было ни одной складки, - замятости и неровности придают фактуру изображению. Решено было что «это хорошо» и оставлено так, как есть.) В последствии были на скотч приклеены и два пластиковых уголка, на которые вешается кусок  черной ткани, для того, чтобы накрываться им  – под черной тканью рисунок, получаемый с помощью камеры обскуры, виден более четко и контрастно:

В итоге все стало выглядеть так:

Коробка крепится к штативной головке с помощью двустороннего скотча.

Как наглядное пособие – самодельная камера обскура показала хорошую эффективность: теперь стало гораздо проще объяснять,  что происходит со светом внутри любого фотоаппарата. И можно было бы на этом успокоиться, но пришла в голову еще одна мысль – если возможно демонстрировать действие камеры обскуры, то почему бы не сфотографировать изображение, которое она дает? Размер изображения, проецируемого на пленку – примерно 20х30 см. Тут не нужен даже макрообъектив, - вполне достаточно «китового». По сути можно заниматься репродукционной съемкой оригинала по размерам  равным  А4 формату. Световая схема проста – один источник света (софтбокс в диагональном положении  сверху в низ) мощностью в 500 Дж ( на максимуме – поскольку светопотери камеры обскуры очень велики и поэтому съемка проводится почти на открытой диафрагме – f 4, f5,6) :

После нескольких пробных съемок выяснилось что на таком фокусном расстоянии можно снять – максимум – поясной портрет, но так же возможно снимать и натюрморты:

Что особо нравится – это естественное виньетирование изображения – в центральной части кадра свет проходит через линзу почти беспрепятственно, но по краями изображения уровень освещенности падает, что и предает снимку эффект виньетки. Принципиально никакой фотошопной обработки не применяется – снимки делаются в формате RAW и в последствии только лишь конвертируются в нужный формат.

Когда технология съемки с помощью камеры обскуры стала ясна, - пришла в голову еще одна мысль:  если с камеры обскуры можно снимать изображение, то, наверное, возможно и проецировать? То есть, можно использовать камеру обскуру как проектор, который будет проецировать любое изображение либо на фон, либо на объект съемки. По сути – камеру обскуру можно использовать вместо специальных оптических насадок для студийных источников света, в которых используют маски гобо :

Отличительная особенность таких насадок – с помощью масок гобо можно получать четкое и резкое изображение на фоне или на объекте съемки. В качестве носителя информации для камеры обскуры-проектора был выбран пластик  А4 формата, который используют для переплета в любых копировальных салонах. Листы можно купить: разбег цен за один лист – от 10 до 20-ти рублей. На таком листе обычной черной масляной краской рисуется изображение, которое будет проецироваться:

 Такой «слайд» с помощью скотча прикрепляется к камере обскуре с той стороны, где находится пленка:

Световая схема проста: камера обскура со слайдом направляется на объект съемки. За камерой располагается источник освещения таким образом, чтобы свет, проходя через «слайд» и камеру, попадал на объект съемки:

В итоге можно получить такую картинку:

Технология проецирования изображений с помощью камеры обскуры пока еще находится в стадии апробации, и возможности такой фотосъемки еще будут изучаться. Есть кое-какие идеи по использованию камеры обскуры в рирпроекции.

Категория: Статьи | Добавил: hv (01.05.2011)
Просмотров: 10169 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Виталий  
Диафильм о волшебном фонаре
http://www.liveinternet.ru/users/tvitaly1/post181527497/
http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/959203/
Конструирование волшебного фонаря и экрана к нему
http://www.liveinternet.ru/users/tvitaly1/post181500040/
http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/959185/

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]