У съемки на белом фоне - в цифровой фотографии есть еще вполне утилитарное ему применение: это фотосъемка объектов на белом фоне с последующей «обтравкой». То есть, светлый фон в цифровой фотографии играет ту же роль, что и hroma key в телевизионных технологиях, - он позволяет при дальнейшей работе с изображением вырезать без особых проблем объект по контуру, для того, чтобы в последствии подставить любой другой фон. Ниже приведена световая схема, которую очень часто используют при фотосъемке на белом фоне:

Имеется белый фон, два софтбокса в диагональных положениях к объекту съемки и дополнительно два источника света направлены на фон. Софтбоксы дают мягкое, рассеянное и заполняющее освещение, а два источника, работающие на фон, дополнительно высветляют его, делая ослепительно белоснежным. Что имеем в результате при такой световой схеме – можно посмотреть на снимке ниже:

Фотография получается достаточно «воздушной» и «легкой».
Следующая световая схема чуть проще первой, но дает более интересное, объемное распределение света и теней:

Фон – белый. Софтбоксы устанавливаются в боковые положения, при этом фон освещается не так интенсивно, как в первом случае, что особенно хорошо, когда фотографируют модель в белых одеждах. Такое положение источников света не даст эффекта слияния объекта со светлым фоном. Интереснее всего эта схема подходит для съемки портрета в анфас:

Распределение света и теней делает снимок более фактурным, не таким «плоским» и «залитым» светом, как предыдущая схема. Но есть и тонкости – мощность источников света должна быть одинаковой, а модель стоит располагать точно по середине между ними. Если модель будет смещена влево или право – соответственно с той или другой стороны будет «пересвет».
Следующая схема – некоторая модификация первой: используется фронтальный источник света (софтбокс), установленный таким образом, чтобы свет падал на объект съемки сверху вниз. И, как в первом случае, два источника «работают» на фон, высветляя его. Фон так же – белый. Фронтальное положение софтбокса с направлением падения свет сверху вниз дает привычный свето-теневой рисунок – большую часть окружающих нас объектов мы видим именно в таком освещении, когда свет падает сверху вниз (при чем не важно – искусственное освещение или естественное):

Пример фотографии, сделанной с таким освещением – ниже:

И еще одна световая схема – это съемка силуэта. Тут может быть, как минимум, два варианта расположения источников света, в зависимости от размеров студии. В первом случае (если площадь помещения позволяет) один (или даже несколько) источников света располагаются за фоном и тогда сам фон играет роль софтбокса, давая рассеянное равномерное освещение за объектом съемки:

И второй вариант – когда площадь помещения не позволяет разместить источники света за фоном:

Во втором варианте нужно следить за тем, чтобы источники света (софтбоксы) были максимально близко расположены к фону, а модель желательно разместить как можно дальше от фона, чтобы свет от софтбоксов не попадал на объект съемки:

Надо сказать, что снимки сделанные в технике силуэта, как правило требуют некоторой «доводки до ума» в графических редакторах – чаще всего требуется перевод в черно-белое изображение, чтобы исключить акценты на ярких цветовых пятнах, и повышение контраста. Снимая силуэт, очень важно так же следить за тем, чтобы лицо модели было расположено точно в профиль, поскольку этот ракурс собственно является ключевым при съемке силуэта.
Естественно, что световых схем гораздо больше, но все они базируются на вышеперечисленных световых схемах и только некоторым образом видоизменяются (могут быть усложнены или упрощены) в зависимости от задач, которые ставит перед собой фотограф.
Далее пойдет речь о световых схемах, которые довольно часто используются на черном фоне. Одна из проблем – это съемка модели в темной одежде на черном фоне: если модель не будет «отделена» от фона определенным положением источников света, - есть опасность слияния темной одежды с темным фоном (только если это не замысел фотографа) и на фотографии будут хорошо видны только лицо и открытые части тела. Нижеприведенная схема дает следующий эффект: даже если у модели темные волосы, то более светлое пятно на фоне прямо за моделью, не даст слияния темных волос и темной одежды с черным фоном:

Источник света с сотовой насадкой создает на фоне эффект светлого ореола за моделью, а софтбокс (в диагональном положении) играет роль основного рисующего источника света:

В следующей схеме источник света с сотовой насадкой направлен не на фон, а на модель:

При таком расположении источников света можно получить следующий результат:

В данном случае источник рисующего света (софтбокс) расположен слева от модели в диагональном положении и свет в кадре падает слева на право – модель хорошо освещена в левой части кадра, а тени в большей степени присутствуют в противоположной правой части. Поэтому контровой источник света с сотовой насадкой располагается прямо напротив основного источника света, образуя линию «основной источник света – модель – контровой источник света». Находясь в задне-диагональном положении, моделирующий контровой источник света дает светлые блики на волосах модели. Подсветка объекта съемки с противоположной стороны от основного источника света, уравновешивает присутствие света и теней в кадре.
Линия «основной источник света – модель – контровой источник света» сохраняется и в нижеприведенной схеме:

Здесь главным можно считать эффект ореола или «светящихся» волос:

Основной источник света (софтбокс) расположен во фронтальном положении и свет падает на объект съемки сверху вниз. Контровой источник света расположен прямо за моделью, подсвечивая волосы, и тем самым отделяя модель от темного фона.
И еще одна световая схема, которая позволяет получать своеобразный силуэтный снимок, но не на белом, а на темном фоне:

В задне-диагональном положении слева или справа устанавливается софтбокс или стрип, направленный на модель. Модель, как и в случае съемки силуэта на белом фоне, нужно располагать по отношению к точке съемки в профиль:

Как и в случае со съемкой силуэта на белом фоне, здесь точно так же часто требуется постобработка – перевод в черно-белое изображение и повышение контраста в графических редакторах. Задне-диагональное положение источника света дает на объекте съемки узкую световую полоску, что эффектно выглядит на абсолютно черном фоне.
Еще раз повторюсь – все вышеприведенные схемы можно рассматривать как базовые схемы, применяемые на белом и черном фоне. На практике, конечно же, световые схемы могут быть усложнены, в зависимости от замысла фотосъемки или поставленных задач перед фотографом.
|