«Рецепт, Ваня, очень простой…»
В.Войнович,
В этой статье речь пойдет о способах, с помощью которых можно добиться интересных световых решений. Изначально было интересно сделать что-то простое и не требующее большого количества дензнаков. Идея масок (трафаретов) не нова – достаточно много примеров их использования в студийных условиях. Для всех нижеприведенных примеров использовался серый фон: черный слишком много поглощает, а белый – слишком много отражает. Серый фон позволяет добиваться и глубоких, почти черных областей, и практически совершенно светлых.
Принципиально задача была таковой – минимум источников света и минимум простых средств, которые бы дали большое количество вариантов по цветовым решениям.
Первое и самое простое – маски (трафареты) можно использовать и без применения цветных фильтров – тогда на фоне будет световой рисунок в градациях серого:
Световая схема такова:
фон – серый. Основной источник света – софтбокс в левом диагональном положении. Справа располагалась вспышка со шторками, перед ней на расстоянии примерно 50 см – была размещена маска:
Маски можно сделать из любого картона (часто использую картон от выброшенных на помойку упаковочных коробок). В среднем размеры масок (трафаретов) примерно такие – 40х60, 50х70. Размер масок (трафаретов) принципиален только в одном – когда маска (трафарет) меньших размеров – ее придется располагать к вспышке (источнику света) очень близко, что приводит к слишком «размытому» световому рисунку. Желательно, чтобы маска (трафарет) располагалась на расстоянии около полуметра от вспышки:
Крепить маску (трафарет) перед вспышкой можно на свободную стойку с помощью клипсы:
Но можно придумать и другое крепление. Пользуюсь этим, поскольку есть такая возможность.
И еще – маска (трафарет) в данной схеме расположена под углом к плоскости фона, что и дает эффект расходящихся из одной точки световых полос на фоне. Если маску (трафарет) располагать параллельно фону – то и геометрия маски (трафарета) будет отражаться на фоне без искажений. Если же располагать маску (трафарет) под углом к фону – то можно кроме светового рисунка получить еще и эффект перспективы.
Маски (трафареты) можно покрасить черной краской для того, чтобы свет вспышки проходящей через маску (трафарет) не слишком сильно отражался от нее. В тех случаях, когда маску (трафарет) ставят очень близко от модели, можно получить блики на объекте съемки, отражающиеся от маски (трафарета).
Для следующей фотографии
Была использована схема с 3-мя источниками света:
Снова – серый фон. Софтбокс в левом диагональном положении. Вспышка с маской (трафаретом) перед ней слева:
Источник света в заднедиагональном правом положении дает световой блик на волосах модели. Для таких случаев была изготовлена следующая самоделка:
Так это выглядит на вспышке:
Такое приспособление позволяет получать узкий световой поток, который не оставит ненужных паразитных засветок на фоне, чего трудно добиться, используя обычные шторки на вспышках. Сделана, кстати, из коробки из-под клавиатуры. Маска (трафарет) и в этом случае была расположена под углом к фону, что дает световой эффект глубины и перспективы пространства за моделью.
Теперь о том, что можно сделать при съемке на сером фоне, если использовать цветные фильтры: самый простой способ – с помощью цветных фильтров можно придавать любой цветовой оттенок серому фону. Еще раз повторюсь – серый в этих случаях наиболее выгодный вариант, поскольку черный очень хорошо поглощает свет, а белый – слишком сильно отражает.
Цветные фильтры для импульсных и постоянных источников света конечно же производятся и продаются различными фирмами - http://www.trade-light.ru/e-store/books/482/777/ Здесь, к примеру, представлен набор фолиевых цветных фильтров для «Hensel». Цена пусть не большая, но можно обойтись гораздо меньшей суммой - для самодельных фильтров очень не плохо подходит такая вещь:
Это цветной пластик формата А4, который используют копировальных салонах. Чаще всего из такого цветного пластика делают обложки. В среднем один лист А4 формата стоит 20-ть рублей. Четыре цвета в ассортименте есть почти всегда – это красный, желтый, зеленый и синий. Немного работы с ножницами, скотчем и степлером – в результате будет пусть не совсем презентабельное изделие, но по эффекту не уступающее фирменным:
Вот пример, снятый с двумя такими фильтрами, установленными на вспышки, которые работали на серый фон:
А световая схема в данном случае была такой:
Соответственно, использовался серый фон, Софтбокс в диагональном положении, и две вспышки направленные на фон. На одной был синий светофильтр, на другой – красный. Вспышка с синим светофильтром была направлена чуть вверх, а вспышка с красным – чуть вниз. В конечном итоге получился фон с градиентным переходом.
Но, кроме варианта со сплошным светофильтром, есть и другой – можно сделать светофильтры комбинированными:
Установленный на вспышку фильтр выглядит так:
Сдвоенные светофильтры позволяют окрашивать фон не в основные цвета, а в их сумму.
В этом снимке был использован красно-синий светофильтр:
Вот световая схема, которая была применена:
Серый фон, Софтбокс в диагональном положении и одна вспышка, направленная на фон со сдвоенным красно-синим фильтром.
Ну а если сдвоенные фильтры использовать в паре с масками (трафаретами), то результат будет следующим:
Здесь применена такая маска (трафарет):
Схема:
Серый фон, Софтбокс в диагональном положении. На вспышке, направленной на фон, - сдвоенный желто-синий фильтр, маска (трафарет) – под небольшим углом к фону.
Или другой пример:
В данном случае все практически то же самое, что и в предыдущей схеме (кроме сдвоенного светофильтра – здесь он красно-синий). И маска (трафарет) расположена параллельно фону, чтобы рисунок не искажался.
Здесь применена такая маска (трафарет):
Самое главное преимущество использования фильтров (как сплошных, так и сдвоенных) вкупе с масками (трафаретами) – это достаточно большое количество вариантов при минимуме источников света и затраченных средств.
В следующих частях речь пойдет о других самодельных приспособлениях для вспышек и фотосъемки.Студийный HAND MADE
|